ОИС «Академик Александров»

Oceanographic research vessel Akademik AlexandrovВ 2020 году Центр судоремонта «Звёздочка» построил океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Академик Александров».

ОИС «Академик Александров» предназначен для: проведения в Арктике научно-исследовательских работ; поисково-спасательных операций; дноуглубительных работ и буксировки; обследования и подъема затонувшей морской техники.

Судно, построенное по проекту 20183 КБ «Алмаз (http://almaz-kb.ru/)» (входит в ОСК), оснащено грузовым трюмом, большегрузным и вспомогательным кранами, системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой для эпизодического приема вертолетов.

В 2020 году ОИС «Академик Александров» в течение нескольких месяцев проводил научно-практические исследования в морях Северного Ледовитого океана.

Сегодня судно исполняет множество запланированных задач ВМФ России.

Справка

Центр судоремонта «Звездочка» — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье Северной Двины, на берегу Белого моря в г. Северодвинск.

Свою историю предприятие отсчитывает от принятия Постановления Совета Министров СССР от 9 июля 1946 о начале строительства завода №893.

В октябре 1954 года завод №893 начал свою производственную деятельность. Этот день считается официальной датой рождения завода. Первыми заказами стали дизельная подводная лодка, два больших охотника и ледокольный пароход «Прончищев».

Спустя всего пять лет перед заводом была поставлена задача освоения ремонта атомных подводных лодок. Постановлением Совета Министров СССР завод №893 был отнесен к числу важнейших хозяйственных строек и с начала 60-х годов XX века на предприятии начали интенсивно строиться и вводиться в строй новые цеха, эллинги, специальные объекты.

В 1964 году завод №893 передал военно-морскому флоту после ремонта две первые АПЛ – ракетную проекта 658М и торпедную проекта 627А. Верфь освоила ремонт атомных субмарин первого поколения. В этом же году на верфи введено в строй специализированное винтообрабатывающее производство, которое в настоящее время является крупнейшим российским производителем как гребных винтов, так и пропульсивных комплексов других типов.
В 1966 году завод №893 был переименован. Предприятию было присвоено наименование «Машиностроительное Предприятие «Звездочка».

В 1970 году «Звездочка» завершила ремонт и модернизацию первого в мире атомного ледокола «Ленин». В ходе ремонта «Ленина» были выполнены уникальные работы по замене ядерной силовой установки судна. За успешное выполнение государственного плана в 1970 году завод был удостоен высшей награды Советского Союза – Ордена Ленина.

В начале 70-х годов XX века предприятие расширяет свою судоремонтную компетенцию. В ремонт были приняты два стратегических ракетоносца проекта 667А. Ремонт этих субмарин завершился в 1975 году. «Звездочка» стала первым в отрасли предприятием, успешно освоившим ремонт атомоходов второго поколения. Масштабное строительство советского атомного подводного флота, его интенсивная эксплуатация и необходимость поддерживать техническую готовность подводных сил вывели предприятие на лидирующие позиции в отечественном военном судоремонте.

Специальным постановлением Совета Министров СССР перед заводом была поставлена задача обеспечить сдачу после ремонта не менее чем четырех АПЛ ежегодно. На этот рубеж «Звездочка» вышла в 1981 году, завершив ремонт и переоборудование пяти атомоходов – К-104, К-86, К-241, К-385 и К-279 проектов 675, 675МК, 667АУ и 667Б.

С 1997 года «Звездочка» является субъектом военно-технического сотрудничества. Основным партнером предприятия в этой сфере стали военно-морские силы Республики Индия.

По состоянию на конец 2014 года Центр судоремонта выполнил ремонт и модернизацию пяти индийских субмарин проекта 877ЭКМ на своей верфи. Работы по модернизации кораблей ВМС Индии ведутся и по месту базирования на верфях иностранного заказчика. Выполняются внешнеторговые контракты по поставке ЗИП, обучению специалистов, подготовке иностранных верфей к ремонту субмарин российской постройки.

С 1990 года верфь выполняет работы по комплексной утилизации кораблей и судов, в том числе и с ядерной энергетической установкой. На предприятии создана инфраструктура, обеспечивающая безопасное обращение с расщепляемыми материалами, их переработку, хранение и транспортировку. Введена в строй автоматическая система контроля радиационной обстановки. За два десятка лет силами «Звездочки» утилизировано 44 атомных субмарины, выведенных из состава ВМФ России.

Важнейшей задачей Центра судоремонта остается поддержание технической готовности атомных подводных сил России. В период с 1999 по 2012 год выполнены работы по ремонту и модернизации группировки ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ.
В настоящее время «Звездочка» выполняет работы второго цикла заводских ремонтов этих кораблей с продлением срока их службы.

С 2006 года Центр судоремонта переходит к ремонту и модернизации атомных субмарин третьего поколения проектов 949А, 945 и 971. Номенклатура ремонтов расширяется за счет надводных кораблей – эсминцев проекта 956 и ракетных крейсеров проекта 1164.

С 2010 года Центр судоремонта является головным исполнителем работ по техническому надзору и сервисному обслуживанию кораблей Северного флота, Новороссийской ВМБ и Каспийской флотилии ВМФ России.

В 2007 году Указом Президента РФ Машиностроительное предприятие «Звездочка» было реорганизовано в Центр судоремонта. К головному предприятию в Северодвинске были присоединены судоремонтные заводы «Нерпа» (г. Снежногорск), СРЗ-35 (г. Мурманск), СРЗ «Красная Кузница» (г. Архангельск), СРЗ-5 (г. Темрюк), Астраханский СРЗ (г. Астрахань), 1-я судоверфь (Краснодарский край) и конструкторское бюро НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск). В 2015 году Центром судоремонта «Звездочка» создан филиал в г. Севастополь, деятельность которого осуществляется на мощностях Севастопольского морского завода.

В ноябре 2008 года Центр судоремонта «Звездочка» изменил организационно-правовую форму с федерального государственного унитарного предприятия на открытое акционерное общество.

Важным направлением деятельности верфи является строительство морской техники.
В 2011 году завершено строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая».
В 2010 году Центр судоремонта передал флоту головное спасательное буксирное судно «Звездочка» проекта 20180.
В 2015 году в состав Военно-морского флота России вошел морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв» проекта 20180ТВ, построенный на «Звездочке». Строительство судов линейки этого проекта продолжается и в настоящее время.

«Звездочка» — многопрофильное машиностроительное предприятие. Завод выполняет работы по строительству различных конструкций и за пределами судостроительного кластера. Так в период с 2005 по 2012 годы на верфи были изготовлены объекты стартовой инфраструктуры космического ракетного комплекса «Ангара» на космодроме Плесецк.
Предприятие участвовало в международном проекте оборудования стартового комплекса ракет-носителей «Союз-СТ» на космодроме Куру (Французская Гвиана).

С начала производственной деятельности завод №893 – Машиностроительное предприятие «Звездочка» – Центр судоремонта «Звездочка» выполнил ремонт, модернизацию и переоборудование 127 подводных лодок, из которых 91 – с атомной энергетической установкой.
Отремонтированы 87 надводных кораблей и судов, в том числе ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры и др.
Построено 250 судов, плавсредств и сооружений.

Сайт предприятия https://www.star.ru